Доступная среда
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
Цель современного образования – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому образовательные организации принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В одном классе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
-
Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий
Для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашей Гимназии есть необходимые условия:
- На 1 этаже здания расположены 2 классные комнаты: на 15 человек, на 10 человек.
- На 1 этаже здания находится музыкальный зал, в котором проходят уроки музыки, занятия хореографией, вокалом, рисованием, а также внеклассные мероприятия и классные праздники.
- На 1 этаже имеется отдельная туалетная комната.
- Столовая для обучающихся находится также на 1 этаже, спуск в столовую оборудован пандусом.
-
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В образовательной организации создаются все условия для успешной реализации теоретической и практической части основных общеобразовательных программ, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ. Учебные кабинеты Гимназии оснащены необходимым оборудованием, техническими средствами и учебно-вспомогательными материалами, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ:
№ Наименование оборудования Количество 1. Персональный компьютер 13 2. Notebook 36 3. Принтер лазерный 3 4. Копировапьный аппарат 4 5. Телевизор 5 6. Видеомагнитофон 2 7. DVD 14 8. Цифровая фотокамера 2 9. Видеокамера 1 10. Персональный факсимильный аппарат 2 11. Магнитола 12 12. МФУ (ксерокс, принтep, сканер) 10 13. Сканер 1 14. Музыкальный центр 1 16. Пианино электрическое 1 17. Мультимедийная система (экран Lumien Master с электроприводом, проектор Epson EB-S9) 1 18. Интерактивная приставка МНМИО ТИЧ для проведения лабораторных работ 2 19. Мультимедийный проектор МИМНО ВЬЮ для проведения интерактивных лабораторных работ 2 20. Магнитно-маркерная доска 30 21. Интерактивный комплект N87/IN134UST/WTNI40 в составе: Интерактивная доска IQBoardDVT TN087 87, Проектор INFOCUS IN134UST Full 3D 9 22. Проектор мультимедийный Casio XJ-V2 DLP.XGA.2700 Ansi.20 000:1 12 23. Экран CACTUS Professional Motoscreen СЅ-РЅРМ-l52Х20З настенно-потолочный 12 -
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В гимназии имеются спортивный зал и спортивная площадка со спортивным оборудованием для физического развития обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Прогулочная зона оборудованная игровыми формами.
-
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, обеспечены необходимой учебной и художественной литературой. В 2020 году было приобретено 4395 учебников для обучающихся 1-11 классов. Учебники приобретены за счет средств субсидии, предоставленной Правительством РО от 04.04.2013 № 184, – 50% и за счет средств образовательного учреждения. В школьной библиотеке общий фонд составляет 8428 экземпляров, в т.ч. объем фонда учебной литературы с грифом Министерства просвещения Российской Федерации составляет по количеству наименований 20% от всего библиотечного фонда. Обеспеченность обучающихся дополнительной литературой составляет: официальные издания – 12 наименований, периодические массовые центральные и местные издания – 10 наименований, справочная и научная литература – 8 наименований.
Учащиеся и преподаватели Гимназии, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, могут пользоваться обширной базой научно-популярной, художественной, методической и справочной литературы; обменным фондом учебников, который ежегодно обновляется; медиатекой, в которую входят СD-диски по всем образовательным областям знаний и предметам.
-
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" законодательно закрепляет принцип доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашей Гимназии есть необходимые условия:
- В 7 метрах от главного входа в Гимназию имеется разметка для остановки автомобиля при высадке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Перед входной группой отсутствуют ступени, входные двери состоят из правой и левой части, легко открываются и фиксируются.
- Есть запасной вход/выход для инвалидов и лиц с ОВЗ напротив от главного входа в здание Гимназии (во внутренний двор здания).
- На первом этаже здания расположены 5 классных комнат (две классные комнаты на 15 человек, две – на 20 человек, одна – на 10 человек).
- На первом этаже здания находится музыкальный зал, в котором проходят уроки музыки, занятия хореографией, вокалом, рисованием, а также внеклассные мероприятия и классные праздники.
- На первом этаже есть две туалетные комнаты.
- Столовая для обучающихся на 100 посадочных мест находится на первом этаже, спуск в столовую оборудован пандусом.
Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ Гимназией "ЭСТУС" созданы условия для беспрепятственного входа в здание и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории и в здании Гимназии (при необходимости с помощью сотрудника Гимназии).
-
Специальные условия питания
Основными задачами при организации питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, в Гимназии являются:
- Обеспечение обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания.
- Гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании.
- Предупреждение (профилактика) среди обучающихся инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания.
- Пропаганда принципов здорового и полноценного питания.
При организации питания Гимназия руководствуется Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". Питание в Гимназии организуется на основе примерного меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей в общеобразовательных учреждениях. Реализация продукции, не предусмотренной утвержденными перечнями и меню, не допускается.
Организацию питания в Гимназии осуществляет ответственный, назначаемый приказом руководителя, – диетсестра, которая:
- Готовит пакет документов по Гимназии для организации питания обучающихся.
- Посещает все совещания по вопросам организации питания.
- Своевременно предоставляет необходимую отчетность в бухгалтерию Гимназии.
- Лично контролирует количество фактически присутствующих в Гимназии учащихся.
- Проверяет ассортимент поступающих продуктов питания, меню, стоимость питания, не допускает перерасхода стоимости питания учащихся.
- Регулярно принимает участие в контроле качества приготовления пищи.
- Своевременно осуществляет контроль за соблюдением графика питания учащихся, предварительным накрытием столов (личная гигиена сотрудников пищеблока, спецодежда, достаточное количество столовых приборов).
- Ведет табель по учету питающихся.
- Ежегодно составляет и утверждает меню, режим питания, график приема пищи.
- Осуществляет проверку качества пищи, соблюдение рецептур и технологических режимов (результаты проверки заносятся в бракеражный журнал).
В Гимназии созданы условия для организации 3-разового горячего питания (завтрак, обед, полдник) обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
- Имеется большой обеденный зал (57 кв. м) и малый обеденный зал (24 кв. м) с общим количеством посадочных мест – 116, снабженные соответствующей мебелью. Спуск в помещение столовой оборудован пандусом.
- Есть помещение для мытья, обработки и сушки посуды.
- Организованы помещения для хранения продуктов, оборудованные мебелью и холодильными камерами.
- Имеется пищеблок для приготовления пищи, полностью оснащенный необходимым оборудованием (технологическим, холодильным, весоизмерительным) и инвентарем, в котором работают 3 штатных повара.
Питание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, организуется за счет средств родителей.
Ежедневно в холле 1 этажа вывешивается меню, в котором указываются названия блюд.
Столовая Гимназии осуществляет производственную деятельность в полном объеме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно в режиме работы Гимназии. В случае проведения мероприятий, связанных с выходом или выездом обучающихся из здания Гимназии, пищеблок и столовая осуществляют свою деятельность по специальному графику, согласованному с руководителем Гимназии.
Часы приема пищи:
- 09.00-09.35 – завтрак
- 12.00-13.30 – обед
- 15.30-16.30 – полдник
Отпуск учащимся питания в столовой осуществляется по классам. Для поддержания порядка в столовой организовано дежурство педагогических работников.
Классные руководители организуют разъяснительную и просветительскую работу с обучающими и родителями (законными представителями) о правильном питании, несут ответственность за организацию питания учащихся класса.
-
Специальные условия охраны здоровья
Одним из приоритетных направлений работы Гимназии является создание условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Охрана здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, в Гимназии при реализации образовательных программ включает в себя:
- Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством РФ в сфере охраны здоровья:
- Для оказания доврачебной первичной помощи сотрудники Гимназии прошли обучение по программе "Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим".
- Организация питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
- Имеется помещение столовой для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил. Организация качественного горячего питания учащихся в соответствии с требованиями санитарных правил. При формировании рациона питания детей и подростков в приготовлении пищи соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:
- Соответствие энергетической ценности рациона возрастными и физиологическими потребностями детей и подростков.
- Обеспечение в рационе сбалансированности основных пищевых веществ в граммах.
- Восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счёт корректировки рецептур и использовании обогащённых продуктов.
- Технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности.
- Соблюдение оптимального режима питания и распределения суточного рациона по отдельным приёмам пищи в течение дня.
- Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул:
- При организации учебного процесса соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к его организации: объем нагрузки в часах, время на самостоятельную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей в двигательной активности. В своей профессиональной деятельности педагоги Гимназии учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности.
- Учет индивидуальных особенностей развития учащихся осуществляется посредством распределения их по группам здоровья на занятиях физкультурой, логопедических занятиях, индивидуально-групповых занятиях, консультациях по предметам. Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим учебы и отдыха:
- при составлении расписания учитывается предельно допустимая учебная нагрузка;
- безотметочное обучение в 1 классах, дополнительные каникулы в феврале, ступенчатое расписание;
- динамические паузы на каждом уроке в 1-2 минуты;
- в течение дня перемены 30 и 50 минут;
- прогулка на свежем воздухе 2 раза в день;
- в Гимназии проводятся 3 урока физкультуры, 2 урока хореографии (в начальной школе); при соответствующей погоде уроки физкультуры проводятся на улице;
- каникулы: осенние, зимние, весенние – не менее 30 дней в учебный год, летние – 92 дня (кроме 9 и 11 классов).
- Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда:
- Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни обучающихся рассматриваются в качестве важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса Гимназии и осуществляются в органической взаимосвязи с другими направлениями учебно-воспитательной деятельности с целью подготовки физически, духовно и нравственно здоровых учеников.
- Формирование здорового образа жизни, улучшение и укрепление физического здоровья, совершенствование спортивного мастерства достигается через различные формы внеучебной деятельности: привлечение обучающихся к активным занятиям в спортивных секциях и группах; проведение спартакиад и соревнований по различным видам спорта; проведение Дней здоровья; проведение спортивных праздников, конкурсов и т.д. Успешно ведется работа по привлечению обучающихся к активному образу жизни, физкультуре и спорту.
- В Гимназии работает лекторская группа, которая ведет беседы с обучающимися по здоровьесбережению.
- Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровлении учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, для занятия ими физической культурой и спортом:
- Формирование здорового образа жизни у обучающихся в Гимназии обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на: информирование о факторах риска для их здоровья; формирование мотивации к ведению здорового образа жизни; создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.
- Средством реализации данного направления являются: уроки физической культуры, объединения дополнительного образования спортивного направления, спортивные игры, эстафеты, динамические паузы на уроках, проведение месячников безопасности, защиты детей.
- Организовано взаимодействие с правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения.
- Прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации:
- Диспансеризация – метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска. Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Периодические медицинские осмотры и диспансеризация обучающихся осуществляются, согласно договору.
- Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ:
- Систематически проводится разноплановая деятельность, направленная на профилактику различных саморазрушающих видов поведения обучающихся, повышение их правового сознания, привлечение молодежи к здоровому образу жизни.
- Наличие безопасной поддерживающей среды в Гимназии: благоприятный психологический климат, участие школьников в проектах по профилактике психоактивных веществ. Также в Гимназии проходят тематические мероприятия, классные часы, анкетирование по выявлению факторов риска распространения психоактивных веществ и его оценка.
- Обеспечение безопасности учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
- Учебные кабинеты оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
- Во исполнение действующего законодательства Российской Федерации в Гимназии:
- Организован контрольно-пропускной режим, обеспечивающий безопасное пребывание людей в зданиях, постоянный контроль за территорией учреждения и прилегающей местности.
- Имеется кнопка экстренного вызова органов полиции.
- Имеются паспорта безопасности.
- Разработаны планы и схемы эвакуации персонала и людей при пожаре и угрозе возникновения и совершенном террористическом акте; разработаны должностные инструкции.
- На занятиях по БЖ изучаются правила поведения в ситуациях криминогенного характера и при угрозе террористического акта; систематически проводится инструктаж персонала и обучающихся, который фиксируется в журналах инструктажа.
- Разработаны инструкции по действию при угрозе террористического акта.
- Проводятся личные беседы с обучающимися по поводу выявления экстремистских наклонностей, агрессивности, воспитания толерантного поведения.
- Включены в содержание учебных дисциплин темы по профилактике экстремистских проявлений, формированию законопослушного толерантного поведения обучающихся.
- Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в филиале осуществляется ООО "Дельта-Ростов".
- Профилактика несчастных случаев с учащимися, в том числе с инвалидами и лицами с ОВЗ, во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Учителя химии, физики, биологии, информатики, физкультуры, технологии, ОБЖ включают элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал, проводят инструктажи. Классные руководители проводят беседы и инструктажи по правилам поведения с учащимися. Основная мера предупреждения травм в Гимназии – это привитие учащимся дисциплинированного поведения, прочных навыков осмотрительности. Вопросы об условиях охраны здоровья учащихся рассматриваются на совещании при руководлителе, производственных совещаниях, родительских собраниях.
- Главным в реализации данного направления является создание организационно-педагогических условий для здоровьесбережения учащихся и сотрудников Гимназии.
- Реализация данной деятельности направлена на формирование у участников учебно-воспитательного процесса культуры отношения к своему здоровью, которая включает в себя: культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма); культуру физическую; культуру психологическую; культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
- Работа по данному направлению предполагает обеспечение учащихся определенными знаниями о здоровом образе жизни, освоение практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья, уменьшение численности обучающихся, склонных к вредным привычкам, формирование активной жизненной здоровьетворческой позиции, активное сотрудничество с родителями и общественностью.
- Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий:
- Гимназия осуществляет образовательную деятельность при реализации образовательных программ и создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает:
- Текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся.
- Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
- Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; соответствие состояния и содержания территории, зданий и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
- Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Гимназии, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.
- Психолого-педагогическую помощь обучающимся. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; помощь обучающимся в профориентации и социальной адаптации.
- Все работники Гимназии проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) своевременно проводятся предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
- Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи:
- Для оказания доврачебной первичной помощи сотрудники Гимназии прошли обучение по программе "Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим".
-
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Одним из приоритетных направлений в деятельности Гимназии является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
Гимназия оснащена информационно-телекоммуникационной сетью Интернет стационарно и с помощью Wi-Fi, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Ученики Гимназии, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и в свободном доступе после уроков в классных комнатах. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
-
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Для повышения качества образовательного процесса в Гимназии используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др. Педагоги активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности, на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах.
Обучающиеся старшей школы (9-11 классы), в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, также имеют доступ к электронным образовательным ресурсам в виде электронных учебников.
-
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для обучения гимназистов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, широко используются специальные технические средства обучения и оргтехника:
- Персональные компьютеры – 13
- Ноутбуки – 36
- Мультимедийная система (экран Lumien Master с электроприводом, проектор Epson EB-S9) – 1
- Интерактивная приставка МНМИО ТИЧ для проведения лабораторных работ – 2
- Мультимедийный проектор МИМНО ВЬЮ для проведения интерактивных лабораторных работ – 2
- Интерактивный комплект N87/IN134UST/WTNI40 (Интерактивная доска IQBoardDVT TN087 87, Проектор INFOCUS IN134UST Full-3D) – 9
- Проектор мультимедийный Casio XJ-V2 DLP.XGA.2700 Ansi.20 000:1 – 12
- Экран CACTUS Professional Motoscreen СЅ-РЅРМ-l52Х20З настенно-потолочный – 12
-
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернатные группы в структуре Гимназии "ЭСТУС" не предусмотрены.
-
Количество жилых помещений в общежитиях, интернате, приспособленных для инвалидов и лиц с ОВЗ
Жилые помещения в общежитиях, интернате не предоставляются.